Ситуация, когда загорелась красная лампочка на холодильнике «Атлант», довольно распространенная. При этом бытовая техника отказывается включаться или, наоборот, работа компрессора становится беспрерывной. А морозильная камера едва замораживает либо вовсе не функционирует. Загоревшийся красный светодиод — сигнал о превышении нормальных температурных значений. Это не обязательно признак выхода прибора из строя. В нередких случаях проблема оказывается ничтожной, с ней владелец техники легко справляется самостоятельно.
Как должны гореть лампочки в холодильниках «Атлант»
Индикационные светодиоды появились на белорусских холодильниках не сразу. Первыми моделями от Минского завода холодильников, получившими индикационные лампочки, стали №126, №128, №130, а также морозильные приборы №118 и №131. Сегодня почти вся линейка «Атлант» имеет светодиоды индикации функционального состояния.
Горящий зеленый светодиод сигнализирует о том, что техника стабильно работает, поглощает электрическую энергию. По этой лампочке можно понять, в нормальном ли состоянии электрические коммуникации. Если все в порядке, зеленый светодиод горит беспрерывно.
Если холодильник «Атлант» имеет два компрессора, то и зеленые лампочки установлены тоже две: первая сигнализирует об исправности работы холодильного отделения, вторая — морозильного. Такая схема обусловлена тем, что каждое отделение функционирует независимо, каждое можно выключить отдельно от другого. Обычно слева в индикационном блоке расположен светодиод морозильного отделения, справа — холодильного.
Желтый индикатор включается, когда активируется режим заморозки. Во все остальное время, если холодильник исправен, желтый светодиод должен оставаться неактивным.
Почему горит красная лампочка на холодильнике «Атлант»
Если загорается красный светодиод, сразу хвататься за голову не нужно. Активация этого индикатора не всегда указывает на нарушение функциональности холодильника. Есть ряд факторов загорания красного светодиода, не обусловленных поломкой:
- Если включить новый купленный холодильник, вспыхнет красный светодиод, что означает «Внимание!». Это сигнализирует лишь о том, что прибор формирует нужную внутреннюю температуру. После установления температурного рабочего режима светодиод выключится.
- Если горит красная лампочка после разморозки в холодильнике «Атлант», беспокоиться тоже не нужно. После включения размороженного прибора предупреждающий светодиод горит несколько часов, пока не установится оптимальная температура. Если морозильник плотно забит продуктами, а холодильник не самый новый, горение маячка может продолжаться 10–12 часов.
- Если долго держать дверцу открытой, включение красного сигнала неизбежно. Связано это с тем, что при притоке теплого воздуха из помещения меняются температурные условия внутри прибора. После закрытия дверцы лампочка мигает еще 20–30 минут, пока не сформируется нормальный температурный режим.
- Наполнение морозильной камеры новыми продуктами тоже может спровоцировать изменение температурных условий. В этом случае маячок горит до тех пор, пока загруженная продукция не охладится до приемлемого значения.
- Свободная морозильная камера может стать причиной продолжительного горения красного светодиода, даже если холодильник «Атлант» функционирует в обычном режиме.
- Если холодильник продолжительное время не размораживался, а режим «No Frost» в нем не предусмотрен, то в морозильнике создаются неблагоприятные температурные условия, способные нарушить функциональность прибора. Поэтому не следует забывать о процедуре размораживания, периодичность которой, установленная производителем, указана в инструкции к бытовой технике.
Не всегда, когда горит красная лампочка на холодильнике «Атлант» двухкамерном, причины безвредны для его функциональности. В ряде случаев следует подозревать неисправность прибора, требующую профессионального вмешательства:
- Протекание хладагента из-за коррозионных образований, повреждений системы, переломов или забиваний трубы, по которой идет охлаждающий газ. Нарушение герметичности обычно связано либо с проржавлением металлического обогревательного контура, не дающего конденсироваться влаге, либо с поломкой испаряющего механизма и локрингов. Если дело в контуре, холодильник на первых порах плохо замораживает, при этом компрессор интенсивно нагревается, потом прибор вообще перестает работать. Мастер после отсекания контура запаивает трубы, меняет фильтр осушающего механизма, создает вакуум, вводит фреон. Если дело в испарителе и локринговых элементах, мастер либо запаивает проблемное место, либо заменяет испаряющий механизм.
- Нарушение функциональности компрессора. Симптомы этой поломки — слабая заморозка из-за активации мотора на совсем короткое время. В отдельных случаях доносятся щелкающие звуки, может появиться слабый запах гари. Проблемы с компрессором могут быть связаны с деформацией стартерной обмотки, поломкой реле запуска, повышенной нагрузкой на мотор. Если порвалась цепь реле, придется заменить механизм. Что касается перегрева мотора, такая неприятность часто случается в летний зной, когда терморегулятор функционирует с предельной мощностью.
- Декомпрессия моторной системы. В этом случае можно подозревать оборванную на обмотках цепь, замыкание между обмоточными витками или на металлический корпус. Симптом проблемы — моментальное выключение компрессора после запуска. В такой ситуации необходимо заменить мотор холодильника.
- Пробка в капиллярной трубе. Охлаждающий газ, циркулирующий по проводящей системе, контактирует с присутствующим в ней техническим маслом. Результатом контакта становится синтез воскоподобных углеводородов, постепенно закупоривающих трубу. При этой проблеме работа холодильника беспрерывная, но замораживание слабое, температурные условия в камерах хранения выше нормы. Продавить пробку получается редко. Скорее всего, забитую капиллярную трубу придется заменить, как и осушающий фильтр, заправить систему новым хладагентом.
- Повреждение охлаждающего клапана. Это довольно распространенная проблема в холодильниках «Атлант», особенно оснащенных функцией «No Frost». Морозильная камера начинает слабо работать. Поврежденный клапан усредняет показатели температуры обоих отсеков холодильника. Ремонту поврежденная система обычно не подлежит.
- Повреждение температурного датчика. Он начинает передавать системе управления неправильные температурные значения. В итоге охлаждающий механизм дезактивируется раньше времени, а то и вовсе не включается. При этой проблеме необходимо менять термостат, если холодильник управляется механически, либо термодатчик, если прибор имеет электронную управляющую систему.
- Повреждение уплотнителя. Из-за неплотного прилегания дверцы внутрь холодильника или морозильника проникает теплый комнатный воздух. Мотор вынужден работать постоянно, практически не отключается. Во многих случаях восстановить уплотнитель невозможно, приходится его заменять.
Что делать, если в холодильнике «Атлант» горит красная лампочка «Внимание!»
Первым делом следует осмотреть дверцу холодильника. В большинстве случаев причина загорания красного маячка заключается либо в отхождении резины-уплотнителя, либо в неполном закрытии дверцы. Убедитесь, что дверца не перекосилась.
Если уплотнитель отошел от дверной поверхности, можно его самостоятельно прижать. Убедитесь, что резина, из которой состоит уплотняющая прокладка, не повреждена, не загрязнена. Грязевые накопления, если они довольно толстые, тоже могут стать причиной неполного прилегания дверцы к корпусу холодильника. Поэтому загрязненную резиновую прокладку следует снять, тщательно очистить, помыть с использованием раствора хозяйственного мыла, оставить до полного высыхания, затем опять надеть на дверцу. Если резина повреждена, разорвана, то остается ее только заменить.
Если морозильник забит под завязку, освободите пространство, извлеките некоторые продукты. Если в холодильную камеру в большом количестве поставлена теплая еда, достаньте ее.
Стоит проверить, сколько накопилось наледи. Если причина горения красного светодиода в ней, нужно выключить холодильник, отсоединить от питания, разморозить, затем снова включить.
Если горящая красная лампочка сигнализирует о сбое в работе термостата, то этот узел при наличии минимального ремонтного навыка несложно заменить самостоятельно, не прибегая к помощи мастера. Но сначала следует убедиться, что проблема действительно в термостате, для этого устройство нужно извлечь, проверить с помощью тестера.
Для работы потребуются отвертки SL и PH, плоскогубцы. Нужно приобрести новый термостат, подходящий для модели холодильника. В холодильниках «Атлант» узел располагается либо в холодильной камере под блоком регуляции температурных значений, либо внутри сбоку на стенке.
Инструкция по замене термостата в холодильнике «Атлант»:
- Выключите холодильник. Вытяните шнур из розетки.
- Выгрузите из холодильной и морозильной камеры все продукты.
- Отделите крышку.
- Снимите пластину, соединяющую термостат и испаритель, притянув ее к себе.
- Выкрутите крепежи. Извлеките термостат. Запомните, как располагалась проводка.
- Поставьте новый термостат. Подведите проводку.
- Соберите конструкцию, произведя все действия в обратном порядке.
- Убедитесь, что новый узел работает исправно.
Если красный светодиод горит из-за сбоя работы датчика или блока управления, бывает достаточно перезагрузить холодильник. Нужно просто вытянуть шнур из розетки, оставить на 20–30 минут, затем снова включить прибор.
Если ни одна из перечисленных мер не помогла самостоятельно погасить красную лампочку, то возникла более серьезная проблема, а значит, остается обратиться в ремонтную мастерскую. Лезть в моторную и компрессионную систему холодильника самостоятельно, не имея профессионального навыка, категорически нельзя.